L (livelight) wrote,
L
livelight

Categories:
  • Music:

Про договоры, ум, честь и совесть

Все, наверное, в детстве читали рассказ про Честное Слово - где пацан героически стоял на посту в придуманной игре, потому что слово дал, и только вмешательство автора и найденного им офицера помогло его от этого безобразия освободить.
Менее известна в наших краях, зато более известна за рубежом реальная история про японца, который что-то (кажется, какой-то островок) охранял еще долго после окончания войны. Остров был никому нафиг не нужен, но когда туда лет через 20 сунулись янки - он начал отстреливаться. Кончилось все относительно мирно: нашли его бывшего командира, который его благополучно с поста снял.

Что интересно, ко второму случаю наш местный народ относится обычно иронично (самураи сумасшедшие), а к первому - обычно с пиететом (слово человек держит, это ж круто). А по сути - одна фигня. Что самое интересное, в первом случае надуманность игры, в которую играли, гораздо более очевидна, чем во втором - а вот поди ж ты!

Я вот тоже до недавнего времени гордился, что слово всегда держу: на встречи прихожу всегда вовремя (обычно с резервом), что обещал сделать - выполняю, даже если это меня поднапрягает. И бесился от расп%здяйства некоторых товарищей, которых таких больно много, и с которыми дела приходилось какие-то иногда иметь. Ну и в порядке самообороны, согласно пословице, коль уж держался, дав слово, то по возможности крепился, прежде чем его давать: чаще посылал; но коли не послал и пообещал - то порвусь, но сделаю.

А потом гордится перестал. Потому что понял, зачем я это делал. Договоры - это ж сила! Они дают жесткость и опору. Лишают свободы, зато дают взамен некоторую уверенность. Пока не договорился - делай, что хочешь, зато хрен знает, чего от других ждать, и никакой уверенности относительно них. Договорился - надо делать, что обещал, зато! ЗАТО! Зато это дает мне право! Право что-то требовать от других. И тем самым дает какую-то опору, какую-то уверенность. Свобода меняется на иллюзию надежности. Хотя, конечно, с теми, кто тоже слова держит, надежность становится более-менее реальной, и работать с ними приятнее, но они тоже обычно требуют своего довольно жестко.

На страже договоров стоят ум (его я хотел сначала художественно зачеркнуть, потом понял, что он здесь тоже к месту), честь и совесть. Этакие метадоговоры о соблюдении договоров. Их задача - защищать от случаев всяческого жульничества, когда кто-то кое-где у нас порой всячески ищет способы повернуть договор, как дышло, чтобы самому ничего не сделать и отмазаться, а с других потребовать побольше. А также от тех, кто в договоры предпочитает вообще не вступать (можно взывать к чести и совести и требовать выполнения договора, под которым чел не подписывался)

Но это я об абстрактном и общем. А если вернуться к своим собственным баранам, то жил я себе и жил, такой весь из себя честный, честно что-то выполнял, злился на жуликов и просто расп%здяев. Ну а дальше - хуже. На чем я, собственно, и поймал себя за руку. То, что когда-то делал для собственного удовольствия, стал делать чисто потому, что договорился об этом. Надежность стала давать меньше радости, чем нехватка свободы - напряга. От этого начинались странные завихрения в окружающей реальности. Например, на тренировку ходил себе для себя и радовался. А потом вдруг выясняется, что сегодня партнерша не может - и сразу возникает, окромя раздражения по этому поводу, еще и мысль самому на тренировку забить. Здрастенафиг! Договор порвался - и вдруг оказывается, что куда-то пропало то, ради чего он вообще заключался. Договор стал самоценностью, чем-то таким сомоподдерживающимся, даже если всем договаривающимся сторонам стал уже нафиг не нужен (вспоминаем примеры, с которых я начал сей текст).

Обещанное, кстати, я по-прежнему выполняю. Только по другим причинам. Ну и вообще, необходимость-то никуда не делась, но если верить классикам, то осознанная необходимость чем-то издалека свободу напоминает, в отличие от необходимости неосознанной. Выполняю, но иногда тихо хихикаю, а иногда гляжу на этот мир с легким недоумением. Я вообще над миром земным в последнее время много хихикаю внутри, а на мир людей гляжу с легким недоумением, но это уже очень отдельная тема. Хотя партнершу, может, еще и уволю...
Tags: демонология, умняк
Subscribe

  • Фейсбучиное озеро

    Вот пишут: Когда рухнул фейсбук, первое, что все вспомнили, — ГКЧПутч с «Лебединым озером». Хотя это было гораздо больше похоже на пожар на…

  • Мужское

    Очень смешной текст :) Пока у меня не было мальчика, а была только нежная девочка с кроличком в колясочке, мне было безумно интересно глядеть на…

  • Про оптики

    В рекомендациях мобилохрома (рекомендации сии, надо отметить, обычно весьма трешовы, даже несмотря на весь объём имеющейся у гугла информации обо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Фейсбучиное озеро

    Вот пишут: Когда рухнул фейсбук, первое, что все вспомнили, — ГКЧПутч с «Лебединым озером». Хотя это было гораздо больше похоже на пожар на…

  • Мужское

    Очень смешной текст :) Пока у меня не было мальчика, а была только нежная девочка с кроличком в колясочке, мне было безумно интересно глядеть на…

  • Про оптики

    В рекомендациях мобилохрома (рекомендации сии, надо отметить, обычно весьма трешовы, даже несмотря на весь объём имеющейся у гугла информации обо…