L (livelight) wrote,
L
livelight

Categories:

Взаимоисключающие параграфы и государствообразующие мифы


Взято отсюда

В советской детской пропаганде такие истории про солдата, который ценой дома и жизни охранял казну государя, шли бок о бок с с историями о том, как эти самые солдаты (совместно с революционными матросами) государя потом свергли и убили. Нелегко было государству, во главе смыслообразующего мифа которого стояла история о славно осуществлённом праве народа на восстание, притом поддерживать миф о благе тотальной лояльности и недопустимости восстания. В ход шли интересные костыли:

1. Вместо единого народа рассматривались марксистские классы. Не все классы считались одинаково хорошими, и формулировка "государство рабочих и крестьян" явно предполагала, что другие классы всё же могут вести свою контрреволюционную деятельность, но они - не народ, и с ними надо бороться (а любой, кто против имеющейся власти - тоже антинародный элемент)

2. Вводилась аксиома о государственной власти как представителе интересов оных рабочих и крестьян (единственного народа после уничтожения враждебных классов как классов). Для этого даже выборы имитировались - правда, даже ещё более топорно, чем при Путине. Ну а дальше это должно было бы работать, по замыслу, почти как новояз по Оруэллу: восстание рабочих и крестьян (народа) против выразителя их интересов невозможно помыслить, а потому и осуществить.

Предыдущей политической формации("царизму") было в этом отношении сильно проще: способность народа восставать не рассматривалась, как что-то правомерное, а государственная религия тщательно рассказывала всем, что Власть - от Бога, так что система была гораздо более цельной - благодаря чему и продержалась несравненно дольше, чем советская.

Последующая же формация ("путинизм") - плод постмодернизма, она изначально сидит на как минимум двух стульях, а потому, как ни странно, менее уязвима перед взаимоисключающими параграфами, обильно заложенными в фундамент её мифа. Миф о восстании 1917 уже перестал быть образующим для государственной и народной идентичности (для надёжности, 7 ноября перенесли на 4-ое, а 100-летие той революции и вовсе было объявлено несуществующим, дабы не провоцировать общественную дискуссию о степени её благости или вредности), а про восстания 1991-го (успешное) и 1993-го (неуспешное) постарались поскорее забыть, так что конкретно это противоречие, заложенное в фундамент советского строя, оказалось существенно ослабленным. В результате, тема права народа на восстание иногда даже поднимается, но - строго по отношению к другим странам, а у себя - ни-ни. У себя же - Конституционный Порядок, который аксиоматически же объявлен благом для всего "многонационального народа", а попытка нарушить его - злейшее преступление против оного народа. Что, впрочем, не мешает не только подтираться Конституционным Порядком де-факто, но уже и текстом Конституции де-юре. Государственной религии вроде как нету, но она есть, только вот сила у неё уже давно не та, поезд ушёл, но она на всякий случай всё так же продолжает бубнить, что Власть - от Бога. Для тех, кто ей не сильно внемлет, по-прежнему имитируются какие-никакие выборы (чем дальше - тем менее убедительно), призванные параллельно продемонстрировать, что Власть - от Народа.

Может ли столь противоречивая пост-модернистская конструкция быть устойчивой? Вполне! В СССР успешно совмещали (ну, так... "успешно" продлилось всего 70 с небольшим лет) даже Единственно Правильную Идеологию с тотальным двоемыслием, а уж при развитых навыках двоемыслия вписаться в Постмодернизм с Постправдой ещё проще. Однако, настоящих буйных и идейных такая система не порождает, а потому требует лояльности не идеологической (которая становится почти невозможной в силу аморфности самой идеи, которой нужны сторонники), а экономической. То есть, политические успехи требуют экономических. А вот с этим в пост-советской России последние лет 8 всё хуже и хуже...


Upd: апдейт к исходному посту Митрича:
В Мурзилке история сокращена по политическим соображениям. После этого случая "…Александр 1 велел выдать солдату пятьсот рублей и назначил трехсотрублевую годовую пожизненную пенсию. Пичугин же все полученные от царя деньги раздал безвозмездно погорельцам, а также построил баню для колодников из острога и для солдат своей команды…"

Хорошая иллюстрация. От истории, которая изначально была цельной в царском мифе, для использования в советском мифе откромсали часть, которая эти самые взаимоисключающие параграфы делала более выпуклыми.


Оригинал поста: https://livelight.dreamwidth.org/499679.html.
Комментариев на DW: comment count unavailable
Tags: политика, размышлизмы
Subscribe

  • Фейсбучиное озеро

    Вот пишут: Когда рухнул фейсбук, первое, что все вспомнили, — ГКЧПутч с «Лебединым озером». Хотя это было гораздо больше похоже на пожар на…

  • Масочный режим

    Почти гостевые тапки. P.S.: Obligatory XKCD: https://xkcd.com/2367/ Маску Гая Фокса сочли неэффективной. Оригинал поста:…

  • Дыбр

    В 2020 году, благодаря карантинам, природа очистилась настолько, что в ней появились прямые железнодорожные билеты между двумя основными отпускными…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments