L (livelight) wrote,
L
livelight

Categories:

Деццтво золотое

А таки вытащу наверх.

Статья, не моя:

Многие человеческие иллюзии поражают своей глупостью, но одна из самых нелепых — это идеализация детства. Многие люди представляют детство этакой прекрасной и беззаботной волшебной страной, куда очень хотелось бы вернуться, но, ах как жаль, невозможно. Неужели у этих людей настолько плохо не только с логикой, но и с памятью?

Итак, что же на самом деле представляет собой детство — вполне нормальное детство обычного ребенка среднестатистических родителей?


[Многабукаф]1) Ребенок — абсолютно бесправное существо. От классического раба его положение отличается разве что тем, что его нельзя продать (но можно, к примеру, отправить на все лето в лагерь или к нелюбимым родственникам, не спрашивая согласия). Ребенок обязан беспрекословно подчиняться родителям, учителям, а по сути — вообще любому взрослому. Он должен спрашивать разрешения даже на то, чтобы просто пойти погулять, и любое действие может быть запрещено ему даже без объяснения причин. За него решают, что ему можно или нельзя читать или смотреть, когда ему ложиться спать. Взрослые говорят ребенку "ты" и могут как угодно ругать его и кричать на него, а ребенок должен говорить им "вы" и всегда, даже в ответ на ругань, оставаться вежливым и почтительным. В большинстве стран родители (а в некоторых — и учителя) имеют право на телесные наказания ребенка. Вдумайтесь: отец накричал на сына, отвесил ему подзатыльник, отобрал любимую игрушку и запретил выходить на улицу. Да это же целый букет статей уголовного кодекса — если бы на месте ребенка был взрослый! А применительно к ребенку — "нормальный воспитательный процесс".

2) Как и положено рабу, ребенок полностью бесправен и экономически. У него нет никакой собственности. Есть лишь вещи, милостиво предоставленные ему хозяевами, то есть родителями, но на самом деле они ему не принадлежат, ибо в любой момент могут быть отобраны в качестве наказания. И даже если ребенок зарабатывает на карманные расходы сам, это наверняка будет неинтересная и плохо оплачиваемая работа, на которую не согласится ни один взрослый. И опять-таки, эти деньги могут быть отобраны родителями, и ни один суд не защитит ребенка от подобного произвола.

3) Ребенок находится в постоянной опасности со стороны других детей. Возможно, этот пункт даже следовало поставить первым, ибо, за исключением мест заключения и призывной армии, в мире взрослых не существует коллективов, где процветал бы такой разнузданный, ничем не сдерживаемый, многообразный садизм, такая незаслуженная и беспощадная травля, как в коллективах детских. Издеваются и над младшими, и над сверстниками. Над умными — чаще, чем над дураками. Причем, если обращение взрослого в правоохранительные органы за защитой от побоев и оскорблений - это закономерный, одобряемый другими взрослыми акт, то ребенок, жалующийся на своих обидчиков, клеймится другими детьми как "ябеда" и травится с новой силой. При этом взрослые склонны недооценивать страдания ребенка. "Подумаешь, синяк в школе поставили! На то и мальчишки, чтоб драться. Вот мне через неделю квартальный отчет сдавать — вот ЭТО действительно проблема".

4) Рабочий день ребенка длится не меньше, а нередко и больше, чем у взрослого. Отсидев пять-шесть уроков, он должен еще делать домашние задания почти по каждому из них. При этом взрослый волен выбирать себе работу, как в смысле профессии, так и в смысле условий труда,
предлагаемых конкретными работодателями. Ребенок по своей воле, без санкции родителей, не может даже сменить школу. А если он ее и сменит — на новом месте будет все тот же набор обязательных предметов, без возможности выбрать те, которые ему интересны, и не тратить времени на те, что он терпеть не может. Правда, каникулы ребенка длиннее отпуска взрослого. Но и этими каникулами, как уже было отмечено, он часто не может свободно распоряжаться; его могут, например, заставить работать на дачном участке.

5) Ребенок вовсе не свободен от страхов и тревог взрослого мира. Дети достаточно рано узнают, что все, и они тоже, смертны, что существуют войны, тяжелые болезни, несчастные случаи, что в квартиру могут забраться грабители, что папу и маму могут уволить с работы и т.д. и т.п. При этом, если взрослый хотя бы от части этих напастей может защититься сам, что придает ему уверенности, то ребенок может лишь надеяться, что с ним этого не случиться или что его защитят другие.

6) Помимо реальных страхов, детей — если и не всех, то абсолютное большинство — терзают страхи придуманные. Буки под кроватью, чудовища в шкафу, колдуны и привидения и весь прочий пантеон, создаваемый как самими детьми, так и добрыми взрослыми, которые не задумываются о том, какие последствия для доверчивой детской психики имеют рассказываемые ими сказки. И не надо винить во всем американские ужастики — русские народные сказки с кощеями и бабами-ягами, да и сказки других народов, если вдуматься в их содержание, пострашнее многих современных триллеров. А ведь мистический ужас хуже страха перед чем-то реальным, понятным и осязаемым. Тут можно еще добавить страхи, столь же иррациональные по сути, но при этом не привлекающие мистические сущности: "а вдруг мама забудет меня забрать после работы", "а вдруг меня подменили в роддоме" и т.п.

7) Дети слабее взрослых физически. Вопреки представлениям о неуемной детской энергии, ребенок быстрее утомляется, легче заболевает и, как правило, тяжелее переносит болезнь. Даже в обществах с развитой медициной детская смертность выше смертности взрослых трудоспособного возраста. К тому же окружающая антропогенная среда некомфортна для детей уже просто потому, что не рассчитана на детские физические параметры (рост, силу и т.п.).


Неудивительно, что большинство детей "не ценят своего счастья" и хотят как можно скорее вырасти. Удивительно, как меняется их отношение к этому кошмару потом, когда он остается позади. Видимо, это та же массовая патология психики, которая заставляет народ спустя несколько десятилетий после смерти кровавого тирана вспоминать его с ностальгией.


В комментарии к этому помянули защиту прав ребёнка. Это, конечно, тоже важно: защищать ребёнка от вполне возможных злоупотреблений властью взрослыми, а также страховать его на случай если, например, локальные взрослые подорвут под ним экономическую основу (в том числе и с помощью глобальных взрослых, но от них кто ж нас самих застрахует). И как-то доносить до взрослых, что у ребёнка реально нет многих ресурсов, которые они считают само собой разумеющимися, и потому считают некоторые беспокоящие его опасности ерундой - ну да чужие беды вообще руками разводятся, это мы все знаем. Но это ничуть не устраняет саму причину этой власти: то, что ребёнок несамостоятелен, и ему предстоит ещё вырастить себя, свои собственные опоры, свою способности принимать решения и нести за них ответственность, строить свою собственную жизнь самостоятельно. А до тех пор слишком рьяные защитнички будут вовсе не способствовать его самостоятельности, а всего лишь перетягивать власть над этим ребёнком из рук конкретных локальных взрослых в лично свои или безлично-бюрократические руки.

И ещё хуже для ребёнка же, если они будут просто отбирать эту власть в никуда, связывая уже родителей по рукам и ногам, фактически, возвращая их самих в состояние детской несамостоятельности. Не помню откуда фраза, возможно, где-то у Петрановской пролетала: "Если мама не может справиться даже со мной - то как она справится с Букой?" - вот как-то так это воспринимается самими же детьми.

Так что - увы, никуда от этого не деться, и свой набор шишек ребёнку всё равно придётся собирать самому. Свобода и безопасность конкурируют во многом за один и тот же ресурс, и этого ресурса у ребёнка мало. Так что хоть защищай его свободу (например, свободу пить и курить), хоть защищай его безопасность (например, защита детей от алкоголя и табака в форме запрета их свободы покупать оные) -- в руках дурака всё получится плохо. А уж в нашей стране и подавно, потому что у нас тут сильны давние традиции выбора такой иллюзии "безопасности" в ущерб свободе, что и безопасности реально тоже очень быстро настаёт жопа, строго согласно заветам отца-основателя 100-долларовой купюры, стоимость которой за прошедшие сутки увеличилась на 124 рубля. И сейчас, кстати, как раз годовщина путча идёт. Тогда страна выбрала свободу, но очень ненадолго, а последние годы настолько упорно выбирает "безопасность", что ей очень скоро наступит очевидная даже для самых упоротых жопа.

Ну и чтобы не завершать на столь радостной ноте, оставлю на закуску цитату из прекрасной книги "Агрессия" Конрада Лоренца :)

Фрейд заслужил себе славу, впервые распознав самостоятельное значение агрессии; он же показал, что недостаточность социальных контактов и особенно их исчезновение («потеря любви») относятся к числу сильных факторов, благоприятствующих агрессии. Из этого представления, которое само по себе правильно, многие американские педагоги сделали неправильный вывод, будто дети вырастут в менее невротичных, более приспособленных к окружающей действительности и, главное, менее агрессивных людей, если их с малолетства оберегать от любых разочарований (фрустраций) и во всем им уступать. Американская методика воспитания, построенная на этом предположении, лишь показала, что инстинкт агрессии, как и другие инстинкты, спонтанно прорывается изнутри человека. Появилось неисчислимое множество невыносимо наглых детей, которым недоставало чего угодно, но уж никак не агрессивности. Трагическая сторона этой трагикомической ситуации проявилась позже, когда такие дети, выйдя из семьи, внезапно столкнулись, вместо своих покорных родителей, с безжалостным общественным мнением, например при поступлении в колледж. Как говорили мне американские психоаналитики, очень многие из молодых людей, воспитанных таким образом, тем паче превратились в невротиков, попав под нажим общественного распорядка, который оказался чрезвычайно жёстким. Подобные методы воспитания, как видно, вымерли ещё не окончательно; ещё в прошлом году один весьма уважаемый американский коллега, работавший в нашем Институте в качестве гостя, попросил у меня разрешения остаться у нас ещё на три недели, и в качестве основания не стал приводить какие-либо новые научные замыслы, а просто-напросто и без комментариев сказал, что к его жене только что приехала в гости её сестра, а у той трое детей – «бесфрустрационные».
Tags: политика, размышлизмы, цитаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments