Был у Кастанеды описан случай хирургической операции, которую выполняла какая-то местная целительница: вскрыла кухонным ножом живот пациента, вырезала печень, промыла ее в ковше со спиртом и засунула обратно. Разумеется, он тут же придумал "циничное объяснение", что это был транс и гипноз. В ответ "Дон Хуан тут же заметил, что это циничное мнение, а не циничное объяснение, так как оно не объясняет того факта, что мой приятель действительно выздоровел."
А здесь газета послала журналиста к аналогичным товарищам: бразильским "хилерам" (слова "целитель", которое является точным переводом, журналист или не знал, или постеснялся его использовать). Они вытворяли примерно то же самое: резали народ направо и налево чем попало, при этом кровь не текла, пациенты не чувствовали боли, а потом большинство еще и выздоравливало. И вот бедный журналист на протяжении почти целого разворота мучается вопросом: и почему же эти пациенты не чувствуют боли? Не только сам мучается, но и читателей мучает, разумеется. Не, ну правда ведь, почему они боли не чувствуют? Наверное, это гипноз. И самовнушение. А еще транс на всех наводится. А боль генерирует не кожа, а мозг, но его можно загипнотизировать. Не, ну точно же там гипноз! Вот он им и музыку ставит, и просит помедитировать. Ага, гипноз. Вот и не чувствуют боли. Ну и вообще, мы все же не все знаем еще про возможности человеческого тела.
Класс, задача решена! Поставим Большую Круглую Печать: это гипноз.
Вопрос, с чего это пациент вдруг выздоровел, уже благополучно забыт за всем этим ментальным онанизмом. Наверное, обезболивание - единственная проблема, стоящая перед хирургией, и если ее тем или иным образом решить, то главное - как-нибудь резать, а выздоровеют все сами, причем молниеносно.
Построение таких вот дымовых завес из размышлений - классический инструмент, позволяющий уму вытеснить любой неудобный для его картины мира факт. Вроде какая-то задача на осмысление поставлена, потом она успешно решена, все объяснено, все нормально, мы по-прежнему все знаем о мире. А пока размышляли - благополучно забыли все то, что ни в какие (отведенные нами же!) ворота не лезло. С чем и поздравляем.